Кто выиграет сочинскую Олимпиаду?

Медали останутся – в памяти, в учебниках, на пленках и дисках, в музеях. Они бесценны. В момент вручения. Но жизнь тем и прекрасна, что продолжается. Ни в коем случае не в обиду спортсменам выскажем банальность: медали одной Олимпиады на другой недействительны. А это значит, что на Олимпиаде выигрывают не только спортсмены, если, повторим, главная победа – та, что остается навсегда.

Тогда кто еще? Все мы, если Олимпиада станет ступенькой к улучшению нашей жизни.

Сейчас на втором месте после спекуляций о том, кто сколько выиграет, чей «медальный план» окажется вернее, стоят споры об окупаемости затрат. Тема, несомненно, важная, но ее не следует возводить в абсолют.

Нелепо сравнивать по затратам и доходам, например, недавнюю окупившуюся лондонскую Олимпиаду с сочинской, которая, не будем надевать розовые очки, скорее всего, сразу не окупится. Но так было и с Олимпиадами в Мюнхене в 1972, в Монреале в 1976, Москве в 1980, в Афинах в 2004.

Уровень жизни лондонцев по различным международным рейтингам как был высоким до Олимпиады, так высоким и остался, он, конечно, вырос, но без качественного скачка. Лондонская Олимпиада (с практически заранее готовой инфраструктурой) была не только великим спортивным событием, но и удавшимся достаточно простым инвестиционным проектом.

Перед сочинской Олимпиадой (исходная база которой не идет ни в какое сравнение с лондонской) помимо спортивных стоит и громадная социально-экономическая задача – качественно улучшить жизнь одного из важнейших российских регионов, а это улучшение произойдет прежде всего благодаря качественно новой инфраструктуре. Именно она приводит инвестиции, создает рабочие места, дает бюджету налоги и оживляет деловую активность. Экономика игр не сводится к сиюминутному результату, помимо имиджа и политического капитала она рассчитана на импульс в развитии региона. Игры в Сочи, уверен Ярослав Лисоволик, главный экономист “Дойче Банка” в России, дадут значительный экономический эффект, ведь речь идет о развитии крупного региона с низкой базы, поэтому в отличие от Греции большинство созданных инфрастуктурных сооружений будут востребованы и после Игр. И действительно, после Лос-Анджелеса Олимпиады, как правило, приводили к немедленному положительному эффекту для экономики. По данным PWC, проведение Игр повысило региональный валовый продукт в Сиднее (2000 г.) на $6,5 млрд, или 2,78%, в Атланте (1996 г.) — на $5,1 млрд, или 2,41%, в Барселоне (1992 г.) — на $300 млн, или 0,03%, Игры в Сеуле (1988 г.) увеличили ВВП Южной Кореи на 1,4%. А ведь Барселона выручила от своей Олимпиады в 1992 году всего около 3 млн долларов, но вскоре стала всемирной туристической столицей.

Наконец, нельзя забывать, что этот стратегически важный регион России переживает весьма драматичный период в своей многовековой истории. Улучшится жизнь на Северном Кавказе – лучше заживет вся Россия. Эта задача важнее окупаемости. Она приближает нашу общую главную олимпийскую победу.

Так кто и как работает на решение этой задачи?  Строители олимпийских объектов разделились на две команды. В одной тон задают частники, для них перспективы окупаемости – главная головная боль. Дело, как всем известно, дошло до практически ультимативных требований к правительству предоставить налоговые льготы, снизить ставки аренды и главное – реструктурировать кредиты, которые предоставило государство главным образом через Внешэкономбанк. Такой уж у этой команды горизонт, в ней каждый играет на свою победу. И промежуточная победа уже есть – 16 декабря им разрешили до конца 2015 года кредиты ВЭБа не обслуживать.

Вторую команду возглавила компания РЖД. В чем здесь командный стиль? Во-первых, РЖД никогда не играла исключительно на свою победу. С самого начала компания работала на всех строителей, именно она обеспечила всех стройматериалами, построив дороги и склады.

Во-вторых, дороги в Сочи – это не МКАД, приходилось строить не только автомобильные дороги с непростыми развязками, но и прокладывать железную дорогу, тянуть ЛЭП,  строить тоннели, причем только один тоннель пробивался через три карстовых зоны. И эта работа уже получила международное признание. По оценке компании «Amberg Engineering Ltd», технические и проектные решения строительства тоннелей совмещенной дороги (по оценке Владимира Якунина, данной 4 января 2014 года, именно этот проект – совмещенная автомобильная трасса и железная дорога от Сочи до Красной поляны был самым трудным, но работа полностью и успешно выполнена) не имеют аналогов в мировой практике тоннелестроения.

В-третьих, команда РЖД играла без срывов и тем более ультиматумов, к этим объектам, сданным в срок, претензий нет. И это вовсе не дороги, выстланные золотыми плитами. Километр построенных РЖД сочинских дорог стоит сопоставимые деньги по сравнению со строительством дорог не в Европе, а в Китае.       

В матче этих двух команд вклад РЖД в приближение главной олимпийской победы решающий.

Еще и потому, что кто и чем будет заниматься во Дворце спорта, построенном специально для керлинга, еще вопрос. А дороги точно пригодятся всем. Хочешь куда-то дойти, до общей для всех нас главной олимпийской победы или до Храма, – построй дорогу.

Иван Павлов

Присоединиться к обсуждению
Актуальное видео
Вячеслав Никонов о политике политических элит стран СНГ в области русского языка

Уроки русского языка вновь включены в школьную программу

Программа РБК-ТВ "Ирина Прохорова. Система ценностей"
Итоги дискуссий
Цитаты

Задача государства не в том, чтобы затруднить доступ на наш рынок труда иностранцам, а в том, чтобы все они были надлежащим образом легализованы.

Борис Титов, бизнес-омбудсмен

Информационное общество и медиа
Политика