Маневры или инвестиции

Сказанное не просто расхожее утверждение, такова настоятельная необходимость – лучшее тому доказательство в том, что практически два года российская экономика замедляется при сохранении относительно высоких – за $100 за баррель – ценах на нефть. Нынешняя модель явно пробуксовывает. Весь вопрос в том, какие нужны маневры.

В 2013 году федеральный бюджет был фактически секвестирован. Причина названа – замедление роста и соответственный недобор доходов. Но принес ли бюджетный маневр пользу? Другими словами, изменились ли расходы так, чтобы сохранить надежды на грядущий экономический подъем?

Эксперты предлагали в первую очередь сохранить расходы на развитие инфраструктуры и на человеческий капитал, то есть на образование, науку и здравоохранение. Но приоритеты федерального бюджета не изменились, на деле маневр оказался иным, его суть в том, что резервные суверенные фонды взяли часть инвестиционных (самых нужных для обеспечения перспектив экономики) расходов на себя. Эффект в том, что дефицит бюджета остается под контролем, это, конечно, лучше, чем наоборот, но для экономики состояние бюджета вторично, первично наличие инвестиций и уровень инфляции.

Инвестиционный голод, однако, остался неудовлетворенным.  По оценке Минэкономразвития, рост инвестиций в основной капитал в 2013 году составил всего 0,2% (первоначально планировалось, что он составит 2,5%). Инвестиционная рецессия, не предвещающая экономике ничего хорошего в будущем, налицо. С другой стороны, инфляция, как показывают предварительные оценки Росстата, в рамках целевых значений 2013 года не удержалась. Маневр успеха пока не принес.

Тогда правительство пошло на еще один маневр. По предложению Минэкономразвития принято решение о заморозке в 2014 году тарифов естественных монополий для предприятий. По идее Минэкономразвития, главный эффект должен состоять в снижении темпов инфляции, в сокращении издержек и в высвобождении ресурсов у пользователей услугами естественных монополий для инвестиций. Принесет ли искомый результат новый маневр?

Понятно, что ответы на поставленный вопрос будут тем точнее, чем беспристрастнее. Именно их можно найти в не зависимых от правительства прогнозах развития российской экономики в 2014 году. Обратимся к двум именно таким прогнозам, подготовленным в «Промсвязьбанке» и в UFS Investment Company.

Прогноз от «Промсвязьбанка» сконцентрирован даже не столько на всем 2014 годе, сколько, прежде всего, на зиме, соединяющей 2013 и 2014 годы. «Мы ожидаем, что этой зимой цифры по экономике могут достигнуть дна», – с этой фразы прогноз практически начинается.

В чем причина алармизма? «Ключевой темой для экономики, с нашей точки зрения, на сегодняшний день являются внутренние инвестиции и доходы населения. Оба этих фактора будут под давлением этой зимой, и мы не ждем улучшения показателей. Вероятно, конец 2013-начало 2014 годов станет наиболее провальным для российской экономики», – формулируют ответ в «Промсвязьбанке». «Инвестиции стали одним из ключевых разочарований для экономистов в текущем году, – констатирует прогноз. – Завершение крупных национальных инфраструктурных проектов, таких как Сочи, подготовка к форуму АТЭС, а также прохождение Газпромом пика инвестиций в 2012 году вкупе с нарастающим оттоком капитала и смещением фокуса инвесторов в сторону от развивающихся рынков привели к снижению объемов инвестиционных вложений начиная с 2013 года. При этом вполне можно говорить о начале инвестиционной рецессии в экономике».

Инвестиционная рецессия – это очевидный вызов для правительства.

Каков же его ответ? В качестве главной антикризисной меры прогноз справедливо называет заморозку тарифов естественных монополий. Но она «в краткосрочной перспективе скажется негативно на экономике».

Негатив в том, что в современных условиях именно естественные монополии остаются генератором инвестиций, заморозка тарифов, естественно, скажется на их инвестиционных программах, которые к тому же собираются ревизовать с целью сокращения. Эффект — та самая инвестиционная рецессия.

Вот два ключевых вывода аналитиков «Промсвязьбанка»: «Мы считаем, что в рамках завершения текущего и следующего года мера будет иметь, скорее, негативный эффект на экономику, прежде всего обусловленный возможным сокращением инвестиционных программ государственных монополий».

Следующий шаг: «Мы считаем, что до волевого решения правительства о сохранении инвестиционных программ отмеченных компаний ждать уверенного роста инвестиций в основной капитал вряд ли возможно».

Такова оценка главному инструменту экономического регулирования на макроуровне. Но, может быть, инвестиционные ресурсы накапливаются в отдельных секторах экономики? «Мы проанализировали 20 крупнейших компаний России в 2013 году, как в части фактического исполнения инвестиционных программ, так и заявлений о реализации инвестиционных программ до конца 2013/2014 годов», — говорится в прогнозе Промсвязьбанка. «Большинство проанализированных нами компаний, во-первых, показывают снижение инвестиционных расходов, а, во-вторых, не планируют наращивание инвестиций в следующем году. Исключением были нефтедобывающие компании, которые в силу положительной динамики на рынке нефти продолжают осваивать свои бюджеты».

Итак, потенциал роста инвестиций есть практически исключительно у нефтедобывающих компаний. Если заморозка тарифов естественных монополий имела целью перераспределение инвестиций из нефтедобывающего в другие сектора, то это выстрел мимо цели.

Нет инвестиций — нет роста.

К этому стоит добавить: если правительство видит в заморозке тарифов естественных монополий тормоз для инфляции, то более надежный тормоз — это именно рост производственных инвестиций, потому что такой рост снижает скорость обращения денег, а это имеет самое прямое отношение к инфляции.

Прогноз от UFS Investment Company не такой острый, но все равно далекий от оптимизма: «Следующий год для российской экономики не станет годом прорыва». Ничего не изменится: «Внешняя торговля, как и потребительский сектор, возьмет на себя роль тягача ВВП. Последний будет играть уже меньшую роль в свете взятого курса на ограничение издержек и повышение конкурентоспособности экономики.

Экономические перспективы, понятно, зависят от инвестиций, а те — от бюджета и от инвестиционного климата. Бюджет же, как Есенин, скупее стал в желаньях. Что же касается инвестиционного климата, то «дело не только в рейтинге Doing business. Частные инвестиции по-прежнему не идут, а бюджет в связи с «бюджетным правилом» уже не может выступать в роли «спасителя». Без изменения институциональной среды, эффект от которого проявится с лагом, останется лишь уповать на устойчивость спроса на наши энергоносители за рубежом и эффект низкой базы».

Если выразить прогноз UFS одним словом, то оно названо: «Уповать!» Такова своеобразная оценка действий правительства. А что же оно делает? Оно – тут аналитики  UFS полностью солидарны с коллегами из Промсвязьбанка — «берется за естественные монополии». Характерно, что прогнозисты от UFS так же весьма настороженно относятся к заморозке тарифов естественных монополий: это решение «грозит проседанием инвестиций» в масштабах всей экономики.

Если в «Промсвязьбанке» приходят к этому выводу, отталкиваясь от сегодняшней важнейшей роли естественных монополистов в инвестиционном процессе, то в UFS приходят к тому же, но двигаясь от компаний, которые, по мысли правительства, должны воспользоваться заморозкой тарифов для расширения инвестиций. Этого, однако, как считают в UFS, не произойдет. Решение правительства половинчато, а потому неэффективно: «Осознавая, насколько болезненной может оказаться заморозка тарифов для государственных левиафанов и для экономики в целом, в Белом доме не решились продлевать эксперимент более чем на один год». Такая стратегия «не даст бизнесу большой уверенности в завтрашнем дне и может не привести к желаемой активизации инвестиционной активности, стагнация которой сейчас тормозит экономику».

Получается стереоэффект: с какой стороны на заморозку тарифов естественных монополий ни оценивать, всюду негатив. Еще раз подчеркну: оценки приведены из не зависимых ни от правительства, ни тем более от естественных монополий прогнозов.

Пока правительство от таких оценок просто отмахивается. В СМИ приводилась позиция директора департамента тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития Павла Шпилевого: при заморозке тарифов «мы настаиваем, чтобы инвестпрограммы в физическом выражении не сокращались». Чем не Мария-Антуанетта с ее вошедшей в историю фразой: «У них нет хлеба – пусть едят пирожные!» Как-то неловко напоминать о гильотине, освободившей прекрасное тело французской королевы от пустой головы.

Сами же крупнейшие естественные монополии — «Газпром» и РЖД — уже назвали свои инвестиционные потери и дыры, которые появятся в госбюджете. По оценкам "Газпрома", в результате заморозки внутренних цен на газ за три года компания может потерять 510 млрд рублей выручки, снизить инвестпрограмму на 407 млрд рублей. Бюджет не получит около 100 млрд рублей налогов от смежных отраслей, возникнет угроза потери почти 300 тыс. рабочих мест. Компания РЖД будет вынуждена в три раза сократить инвестпрограмму компании (запланированный объем инвестпрограммы оценивался в 360 млрд рублей). Глава РЖД Владимир Якунин уверен, что заморозка тарифов отрицательно скажется и на темпах роста экономики, госбюджет может недополучить только от РЖД 350 млрд рублей в виде налогов.

Вернусь к тому, с чего начинал. Маневры и реформы российской экономике необходимы. Но важно не упускать из вида цель. Сегодня главная цель, без реализации которой экономика обречена на прозябание, – это активизация инвестиционного процесса. Это и есть тот самый «мальчик», которого предстоит вырастить, а не  выплеснуть вместе с водой.

Николай Вардуль

Присоединиться к обсуждению
Актуальное видео
Вячеслав Никонов о политике политических элит стран СНГ в области русского языка

Уроки русского языка вновь включены в школьную программу

Программа РБК-ТВ "Ирина Прохорова. Система ценностей"
Итоги дискуссий
Цитаты

Задача государства не в том, чтобы затруднить доступ на наш рынок труда иностранцам, а в том, чтобы все они были надлежащим образом легализованы.

Борис Титов, бизнес-омбудсмен

Информационное общество и медиа
Политика