НЭП от экспертов Московского экономического форума

Альтернатива от экспертов Московского экономического форума (МЭФ) не нова. Она выдвигалась еще при первом президенте Борисе Ельцине, практически постоянно муссируется в академических, и не только, кругах. Но сегодняшний интерес к ней вызван тем, что замена модели экономического развития России необходима, прежняя, экспортно-сырьевая, уже очевидно не эффективна, что лучше всего иллюстрирует картина практической остановки российской экономики, произошедшей на фоне высоких (выше, чем закладывались в прогноз) цен на нефть, что сопровождается тихой девальвацией рубля. Правительство новой модели не выдвигает. На этом фоне у государственнической замены формально появляются шансы. 

Политически такие шансы есть. Но их вряд ли стоит переоценивать. Что бы ни говорили критики правительства, государство уже сегодня используется в экономике по максимуму. Одна сторона этого процесса отражается в том, что кризис бюджета, перегруженного госрасходами, опередил пока не наступивший кризис экономики.
Вторая показана в статье Дмитрия Медведева в статье в «Ведомостях»: сегодня российская экономика развивается «почти исключительно за счет реализации крупных инвестиционных проектов с участием государства и контролируемых им компаний, повышения доходов работников бюджетной сферы, расширения масштабов субсидирования сельского хозяйства и ряда других отраслей на фоне высоких цен на нефть». Медведев подчеркивает: «Но этот источник развития ограничен из-за его зависимости от сохранения благоприятной нефтяной конъюнктуры». Левая модель вряд ли преодолеет тупик, в котором оказалась российская экономика.

Первый порог, о который уже споткнулись сторонники левой модели: на конференции в ТПП прозвучала поддержка предложенной правительством (и поддержанной президентом) заморозки тарифов естественных монополий. Но эта заморозка резко ограничивает инвестиционные ресурсы государственных монополистов, то есть экономические возможности государства, а значит и модели, которая должна заменить ту, которую использует правительство.

«ДИАЛОГИ» приводят тезисы, прозвучавшие во время дискуссии в ТПП 3 октября 2013 года.

Александр Некипелов, академик РАН, директор Московской школы экономики: «С моей точки зрения и с точки зрения многих моих коллег нужен целый комплекс мер, касающихся и совершенствования институтов, и внесения изменений в экономическую политику». Совершенствование институтов в том числе подразумевает изменение поведения государства как собственника больших активов, считает академик. По его мнению, приватизация автоматически не приводит к повышению экономической эффективности. «Здесь в основном вся деятельность сегодня сводится к тому, как побыстрей провести приватизацию. В этой части, мне кажется, нужна более прагматичная политика, нацеленная не на приватизацию любой ценой. Приватизация должна быть инструментом решения тех или иных конкретных задач. К сожалению, довольно часто ориентируются на идеологический лозунг, в соответствие с которым приватизация автоматически ведет к повышению эффективности экономики. Серьезный обобщающий мировой опыт показывает, что такого вывода делать нельзя», — заявил Александр Некипелов.
Он также уверен, что важным пунктом новой экономической политики должно стать изменение отношения к валютным резервным накоплениям. Некипелов полагает, что «резервы нужны, но они должны быть оптимальными, сегодня они существенно превышают этот уровень». Академик считает, что сидеть на кубышке не следует, а избыточные резервы нужно активней пускать в оборот, в том числе использовать их для решения системных задач, интенсификации инвестиционного процесса.

На усилении государственного влияния на управление экономикой настаивает коммунист Николай Арефьев, заместитель председателя комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. По его мнению, власти должны определить приоритетные области в развитии экономики: в первую очередь авиастроение, транспорт и судостроение. Арефьев уверен, что спасительной мерой для российской экономики станут доступные кредиты, в частности, для промышленности.
Вице-президент, академик Россельхозакадемии Иван Ушачев, сетуя на недостаточную поддержку государством сельского хозяйства, заметил, что на дорогу от Москвы до Сколково выделили лишь ненамного меньше средств, чем на развитие сельских территорий на 8 лет (из бюджета на эти цели предусмотрено 90 млрд рублей). Он высказал предложение о снижении кредитной ставки для нужд сельского хозяйства.

Тему развития сельского хозяйства продолжил Павел Грудинин, директор ЗАО «Совхоз имени Ленина», который считает, что от успеха в этой отрасли зависит развитие всей экономики. Сейчас, по его мнению, все «работают на ТЭК». Он рассказал, что на строительство телятника ему из-за бюрократической волокиты пришлось потратить три года. На этом основании он делает вывод, что «надо менять государственный аппарат».

Депутат (КПРФ) Владимир Федоткин, член комитета ГД по бюджету и налогам, отметил: «В новом бюджете на 2014-2016 гг. как продавали газ и нефть, так и будем продавать». Таким образом, резюмировал он, бюджет направлен не на развитие производства, а на латание дыр.

О том, что у государства нет «созидательной ориентации», заявил Юрий Крупнов, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития. Он выразил недоумение как можно выполнить президентский указ о создании 25 млн рабочих мест, если по данным Росстата промышленность потеряла в 2013 году 142 тысяч рабочих мест.

Тема заморозки тарифов естественных монополий прозвучала в выступлении Булата Нигматулина, первого заместителя генерального директора Института проблем естественных монополий. Он предложил «заморозить цены товаров и услуг естественных монополий минимум на три года». Валентин Катасонов, профессор МГИМО, руководитель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова предложил пакет мер: во-первых, взять Центральный Банк под государственный контроль, во-вторых, деофшоризировать российскую экономику, и, в-третьих, установить контроль над трансграничным движением капитала.

По результатам дискуссии участники заседания Макроэкономической сессии МЭФ сформулировали меры, которые, по их мнению, изменять инвестиционный климат в России в лучшую сторону.

Во-первых, необходимо значительно снизить тарифы на услуги естественных монополий.
Во-вторых, важно обеспечить снижение ставок по кредитам. Этого можно добиться путем использования рыночных инструментов — ставки рефинансирования (базовые ставки) и нормы резервирования. Эксперты также предлагают ограничить ставки по кредитам для бизнеса в банках с участием государства.
В-третьих, изменить налоговую систему с целью снижения налогообложения инвестиций и модернизации производств.
В-четвертых, нужно отказаться от НДПИ и акцизов для внутреннего рынка, а выпадающие доходы бюджета сбалансировать ростом экспортных пошлин на сырьевые ресурсы.
В-пятых, обеспечить равные условия конкуренции на международной торговой арене —защищать внутренний рынок в интересах отечественных производителей, несмотря на требования ВТО.
Реализация этих мер, по мнению экспертов МЭФ, гарантируют многократный рост прямых инвестиций в России (как внутренних, так и из-за рубежа): бизнес перенесет производства на территорию страны, так как в России сконцентрированы все возможные ресурсы, существует огромный потенциал рынков сбыта.

Присоединиться к обсуждению
Актуальное видео
Вячеслав Никонов о политике политических элит стран СНГ в области русского языка

Уроки русского языка вновь включены в школьную программу

Программа РБК-ТВ "Ирина Прохорова. Система ценностей"
Итоги дискуссий
Цитаты

Задача государства не в том, чтобы затруднить доступ на наш рынок труда иностранцам, а в том, чтобы все они были надлежащим образом легализованы.

Борис Титов, бизнес-омбудсмен

Информационное общество и медиа
Политика