Россия и Украина всегда были стратегическими партнерами в регулировании миграционных потоков. Согласно данным ООН, на постсоветском пространстве есть три доминантных миграционных коридора - Россия-Украина (3,5 млн мигрантов), Украина-Россия (2,9 млн. мигрантов), Казахстан-Россия (2,5 млн. мигрантов). По данным главы ФМС, в 2013 году Россию посетили 3,3 млн граждан Украины, из которых 2,9 млн были трудовые мигранты, заработавшие в России 30 млрд долл. США. Изменение политического и/или экономического поля любой из стран ведет к качественным и количественным изменениям миграционных коридоров. Такие изменения особенно заметны, когда они проводятся целенаправленно. События в Украине способствовали серьезному изменению миграционного поля как в России, так и в Украине, что затронуло следующие области миграционного регулирования.
1. Вопросы гражданства. Обе страны – Россия и Украина – выступили с инициативами предоставления упрощенного гражданства.
20 апреля 2014 года были внесены изменения в закон «О гражданстве РФ», установившие приобретение гражданства в упрощенном порядке для «носителей русского языка». Действие норм данного Закона рассчитано и на граждан Украины. При этом закон Украины «О гражданстве» устанавливает порядок выхода из гражданства Украины только путем подачи ходатайства на имя президента Украины (ст. 18-1 Закона). Все иные случаи выхода из гражданства Украины оговорены ст. 19 Закона. Единственным путем урегулирования «раздачи паспортов» РФ может стать ст. 19-1 Закона Украины, устанавливающая добровольный порядок приобретения гражданства другого государства как основание для автоматического аннулирования гражданства Украины: «Добровольным приобретением гражданства другого государства считаются все случаи, если гражданин Украины для приобретения гражданства другого государства должен был обращаться с заявлением или ходатайством о таком обретении соответственно порядку, установленного национальным законодательством государства, гражданство которой приобретено».
28 марта 2013 года представитель президента РФ в ЦФО Николай Овсиенко заявил, что за первый квартал 2014 года более 2 тысяч граждан Украины обратились с заявлением о предоставлении им гражданства России (+30% по сравнению с 2013 годом).
Вопрос о том, вышли ли граждане Украины, подающие на гражданство России в упрощенном порядке из гражданства Украины согласно требованиям Закона Украины, остается открытым.
В марте 2014 года народные депутаты Парламента Украины Владимир Полочанинов, Борис Тарасюк, «Партия Родина» и Ирина Геращенко, партия «Удар» зарегистрировали в Верховной Раде законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О гражданстве Украины». Законопроектом предусматривается введение ст. 9-1: «на время временной оккупации Российской Федерацией Автономной Республики Крым и города Севастополь, граждане Российской Федерации, которые не признают оккупации Крыма и города Севастополь и выходят из гражданства Российской Федерации, имеют право на упрощенный порядок принятия в гражданство Украины».
Упрощенный порядок вступления в гражданства не требует для граждан России знания украинского языка и соблюдения установленного ценза (5 лет) на проживание в стране.
2. Гуманитарная миграция.
Информация неоднозначна и существенно отличается по смыслу в зависимости от источника ее происхождения. Украинские официальные лица отрицают потоки беженцев с Украины в Россию, представители российских уполномоченных структур убеждают в обратном. По данным главы ФМС РФ, в первом квартале 2014 года граждане Украины являются лидерами в подаче на убежище на территории РФ, опережая граждан Сирии и Афганистана. Российские СМИ утверждают о возросшем потоке беженцев из Украины в России: в феврале 2014 года миграционные потоки с Украины возросли в Ростовскую область на 53%, в Курскую — на 71%. При этом за период с 2008 по 2013 год с заявление на убежище в России обратился лишь один гражданин Украины.
Кампанию по поддержке потоков гуманитарной миграции с Украины в Россию осуществляют и депутаты парламента РФ. Евгений Федоров (партия «Единая Россия») выступил с законопроектом о предоставлении статуса беженца на территории России гражданам Украины в упрощенном порядке. Законопроект будет рассмотрен в июне 2014 года, хотя уже сегодня есть положительное заключение уполномоченного Комитета.
С аналогичной инициативой 13 мая 2014 года выступили депутаты Верховной рады Украины, предложив внести изменения в Закон Украины «О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите».
Закон устанавливает специальную форму защиты, предоставляемую иностранцам и лицам без гражданства на территории Украины в индивидуальном порядке, если указанные лица не могут или не желают вернуться в страну гражданской принадлежности или страну прежнего постоянного проживания вследствие обстоятельств, оговоренных в ст. 1-13,14 Закона (в результате внешней агрессии, иностранной оккупации, гражданской войны, столкновений на этнической основе, природных или техногенных катастроф или других событий, нарушающих общественный порядок в определенной части или на всей территории страны происхождения). Закон вступил в силу 30 мая. 2014 года.
3. Свобода передвижения.
Согласно «Соглашению между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации о безвизовых поездках граждан Украины и Российской Федерации» от 16 января 997 года; «О порядке въезда в Украину граждан государств - участниц Содружества Независимых Государств» от 6 мая 2001 года граждане Украины и РФ в течение 90 из 180 дней могут находится на территории стран- участниц Соглашения безвизово.
Однако в силу событий в Украине, пограничная служба Украины 18 апреля 2014 года ввела ограничение на въезд в страну граждан РФ мужского пола в возрасте от 16 до 60 лет в целях «предотвращения террористических операций» и «волнений на территории страны». Запрет не отменен до сих пор.
Суммируя вышесказанное, важно отметить, что подобные «игры» и недопонимание ведут обе страны к серьезным трудностям в миграционном поле.
1. Ограничение свободы передвижения серьезно подрывает установленные сторонами международные договоренности, снижая ценность подобных соглашений и ограничивая мобильность населения.
2. Правовые казусы российско-украинского законодательства о гражданстве создают категорию лиц, рассматриваемых Украиной и Россией исключительно как граждан своей страны, что в будущем может поднять вопросы о порядке налогообложения, выплаты социальных пособий и пенсий.
3. Попытки внесения изменений в правовое поле как России, так и Украины, свидетельствуют о непонимании депутатами Парламентов обоих государств важности стабильности норм миграционного законодательства. Восприятие институтов «убежища», «гражданства» как инструментов политической «игры» серьезно подрывает их значимость.
Ольга Гулина, Институт миграционной политики