Нижняя палата российского Парламента обсуждает ответственность граждан РФ за неуведомление, сокрытие информации о гражданстве иных государств.
Независимо от самой идеи и качества данного законопроекта, сегодня представляется возможным несколько сценариев развития событий. Первый — законопроект не проходит второго чтения и вопрос снимается с рассмотрения. Второй — законопроект становится законом в авторской редакции с незначительными изменениями и дополнениями, озвученными 14 апреля 2014 года депутатами от партии «Единая Россия», «Справедливая Россия», как следствие — в УК РФ появится новая статья 330.2 (неисполнение обязанности по уведомлению о наличии гражданства (подданства) иностранного государства). Третий вариант — в правовое поле вводится норма об уведомительном/заявительном характере предоставления информации о двойном/мульти гражданстве для граждан РФ.
В современных условиях видится невозможность претворения в жизнь первого и третьего варианта развития событий, просто потому, что идея законопроекта [об ответственности за сокрытие иностранного гражданства] была озвучена Президентом РФ В. Путиным на встрече с членами Федерального Совета 27 марта 2014 года. Уже два дня спустя — 29 марта 2014 года — депутат Луговой (партия ЛДПР) на свой официальной странице выступил с инициативой принятия подобного акта.
Срочность и оперативность в подготовке данной инициативы говорит о том, что депутат Луговой согласен с Президентом страны в том, что «стране [Российской Федерации] необходимо знать, кто из ее граждан является гражданином другого государства», а равно с тем, что установление «уголовной ответственности... в виде обязательных работ» является «серьёзным стимулом» и отличается «обоснованным» подходом в данном вопросе.
Здесь важно напомнить российским парламентариям и правоприменителям, что в российском праве установлен принцип соразмерности, выражающийся в требованиях справедливости и установлении публично-правовой ответственности за действия в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба (Постановление Конституционного Суда от 12.05.1998 № 14-П, Постановление Конституционного Суда от 30.07.2001 № 13-П, определение от 14.12.2000 № 244- О). Каким образом предоставление или непредоставление информации о двойном/мульти гражданстве граждан РФ наносит вред и ущерб общественному, правовому, политическому устройству страны, ее гражданам и обществу в целом, российской общественности необходимо объяснить до введения данной нормы и одобрения данной законодательной инициативы.
Несомненно, уведомление уполномоченных органов о наличии/отсутствии двойного и/или мульти гражданства, а равно вида на жительства, является общепринятой практикой многих государств. При этом ни одна из стран, допускающая возможность двойного и/или мульти гражданства для граждан своей страны, не устанавливает подобной драконовской ответственности за ее неисполнение.
Например, в Германии, допускающей наличие второго гражданства для граждан Европейского Союза, Швейцарии, установление факта наличия гражданства другой страны, к примеру, у гражданина Турции, России и/или иной третьей страны, приведет к потере немецкого паспорта (Решение Конституционного суда ФРГ - BVerfG, 2 BvR 1339/06 vom 8.12.2006). Конечно, если у России тоже есть сомнения в лояльности ее граждан, то необходимо четко установить запрет на двойное/мульти гражданство путем изменения ст. 6-2 Закона о гражданстве («Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации»), а далее можно ввести и автоматическое аннулирование гражданства по примеру Германии, Сингапура, Малайзии и ряда других стран.
Ольга Гулина, Институт миграционной политики.