Что такое интеграционные/адаптационные контракты. Опыт Франции
Еще в 2006 году важным элементом миграционной политики Франции стал интеграционный договор - contract d'accueil et d'intégration, обязующий мигранта, как проживающего в стране, так и впервые въезжающего на ее территорию, приложить все усилия для интеграции в принимающее общество, стать членом какого либо общественного образования (церковного хора, футбольной команды и проч.) и освоить язык до требуемого законом уровня.
В рамках интеграционного контракта, на государство возлагаются следующие обязанности:
- распространение основ гражданского образования о принципах и основах деятельности французских учреждений, ознакомление с ценностями Республики – республиканская форма правления, равенство между мужчинами и женщинами, светский характер власти;
- лингвистическое образование с последующей выдачей первоначального диплома об уровне владения французским языком, предоставляется иностранцам согласно их потребностям курсом до 400 часов;
- оказание социального сопровождения и поддержки лицам, чье личное, семейное или иное положение требуют дополнительного участия со стороны государства.
С 1 января 2007 эти действия государственных учреждений финансируются Офисом иммиграции и интегрирования Французской Республики (OFII) и бесплатны для иностранцев, подписавших контракт. Срок действия интеграционного контракта – 1 год, в случае необходимости и по согласованию сторон он может быть возобновлен на идентичный срок.
По данным Министерства иммиграции, интеграции, убежища и социального развития Франции на 30 сентября 2008 года, интеграционный контракт подписали 439 404 человека, из них – 43,1% имели подданство государств Магреба; 20,8% - Алжира; 15,5% – Марокко; 6,8% - Туниса; 6,3%- Турции; более 7%- граждане иных государств. 53,9% заявителей, подписавших контракт, были женского пола.
В декабре 2011 года Министерство предоставило данные, свидетельствующее о стагнирующей динамике данной инициативы. В 2010 году было подписано 101355 контрактов с иностранцами, из которых 15,7% имели гражданство Алжира; 14,9% - Марокко; 7,7%- Туниса;4,8%- Турции; 4,3% - Мали; 4,2% - Демократической Республики Конго; 4% - Гаити; 2,9% - Чили и Сенегала; 2,6% - Кот Д` Эвуара; 2,4% - Камеруна и Шри Ланки; 2,3% - Российской Федерации. 54% поставивших подписи на интеграционном контракте, были женщинами, 46% - мужчинами. Средний возраст лиц, заинтересованных в интеграционном контракте, составил 31,8 лет.
В случае неисполнения интеграционного контракта иностранцем, префект при принятии решении о продлении вида на пребывания/жительство, может отказать в праве на пребывание в стране. К тому же, исполнение условий контракта по интеграции во французское общество и изучение языка, учитывается при предоставлении карты резидента (carte de resident) с правом ее последующего продления.
Суммируя вышесказанное, следует приветствовать стремление ФМС РФ к правовому оформлению интеграционных инициатив в отношении иммигрантов путем введения адаптационных/интеграционных контрактов.
Дактилоскопия/отпечатки пальцев в целях иммиграционного контроля и соблюдения иммиграционного законодательства.
Снятие отпечатков пальцев является обычной практикой многих зарубежных стран. Основоположником этой инициативы принято считать полицейского служащего, аргентинца по происхождению Хуана Висетих – Juan Vucetich, который в 1888 году издал книгу «Dactiloscopía Comparada» и тем самым явился родоначальником классификации отпечатков пальцев. Отпечатки пальцев – одна из самых совершенных форм идентификации личности, используемая сегодня в различных целях иммиграционного законодательства в США, странах ЕС, Замбии, Аргентине и проч. При этом подходы к дактилоскопии и порядок идентификации лиц различен.
Нидерланды требуют совпадения 12 критериев в отпечатках пальцев идентифицируемого лица, Южная Африка – только 7. США, Великобритания – не имеют правовой нормы, устанавливающей необходимое количество критериев, достаточных и необходимых для идентификации лица. Подобные критерии в этих странах отданы на усмотрение правоприменительных органов.
Возраст лиц, подлежащих дактилоскопии в зарубежных странах, в иммиграционных целях также варьируется, но не опускается ниже 12 лет.
Самым требовательным является законодательство стран ЕС - Директивы 444/2009/EC и 308/208/EC, устанавливающие обязанность сбора дактилоскопических данных лица в возрасте 12 лет для идентификации. США требуют отпечатки пальцев у любого иммигранта старше 14 лет. Резиденты Аргентины должны дважды сдавать отпечатки пальцев в возрасте 16 и 30 лет в целях идентификации.
Представляется, что российская инициатива по сбору отпечатков пальцев детей иммигрантов должна рассмотреть опыт зарубежных стран, дабы предотвратить дискриминационное толкование и обращение этой инициативы.
Ольга Гулина, Институт миграционной политики