Указ главы государства о создании «Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации» был издан 7 декабря 1995 года. Федеральная целевая программа «Русский язык» была принята постановлением правительства РФ в 1996 года, последняя редакция ФЦП датирована июлем 2011 года.
Фонд «Русский мир» активно размещает в Интернете тематические материалы, адресованные соотечественникам в различных странах мира, популяризующие русский язык и культуру и предоставляющие справочную информацию, в том числе о русских школах и центрах в мире. Большой интерес специалистов по русскому языку из стран СНГ, Балтии и дальнего зарубежья вызывает размещенная на сайте фонд «Русский мир» грантовая программа.
Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) при поддержке Фонда «Русский мир» регулярно проводит конгрессы, занимается научно-методической работой, пропагандирует русский язык в странах СНГ и дальнем зарубежье.
Российский центр международного и культурного сотрудничества существует при МИДе, его филиалы работают в десятках стран.
Мировой Общественный форум «Диалог цивилизаций» также занимается продвижением русского языка и национальной культуры за рубежом.
«Сохранение русского языка и культуры – это основа государственности»
О том, как создавался фонд «Русский мир» и его значении для продвижения русского языка за рубежом рассказывает президент Санкт-Петербургского университета, член попечительского совета фонда и глава Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) Людмила Вербицкая: «Я абсолютно уверена в том, что проблемы сохранения любого языка в любой стране очень важны, а в России особенно, потому что это проблема безопасности нашей родины, и это никакое не преувеличение. Сохранение русского языка и культуры – это основа государственности. Поэтому мы все, филологи, радовались тому, что 21 июня - это тоже особый день в нашей истории - 2007 года Владимир Владимирович Путин подписал указ о создании Фонда «Русский мир».
Это был совершенно беспрецедентный случай, чтобы фонд создавался указом. Фонд должен сделать все для того, чтобы сохранить язык внутри страны и способствовать распространению русского языка, расширению числа изучающих язык за рубежом, популяризации русского языка за рубежом. Мне кажется, это очень правильно и своевременно.
К 2007 году было совершенно ясно, что существует целый ряд зарубежных фондов, которые очень многое делают для сохранения своих языков в мире. И опыт работы институтов Гете, или Сервантеса, или Конфуция, центры которых распространяются просто с колоссальной быстротой, свидетельствует о том, что есть соответствующие результаты.
В 2007 году в Варне мы провели очень важный форум Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Нам многое приходилось делать с нуля и решать, как организовать работу. Мы понимали, что у нас есть две цели и задачи. Первое, что мы сделали, мы стали думать о том, как, в каких странах и в какой последовательности должны быть открыты филиалы «Русского мира».
Мы открывали их только в том случае, когда государства, о которых шла речь, где мы открывали филиалы, просили нас об этом. Не было никакой речи о том, чтобы насильственно что-то насаждать. Таких заявок, просьб, поддержанных правительствами в целом ряде этих стран, было много. Сегодня мы открываем филиалы. Не с первой минуты мы начали это делать. Реально за 4 года мы открыли 89 филиалов практически во всех основных странах - в 54 странах мира.
Кроме того, нас просили не только о филиалах, но и о структурах, немножечко более скромных по сравнению с филиалами. И мы создавали кабинеты «Русского мира» в университетах, школах, каких-то еще структурах. Мы открыли 117 таких кабинетов. И к VI Ассамблее мы могли говорить уже о 200 таких точках по разным странам мира.
Мы видим, что люди, живущие в этих странах, не только студенты, если такой центр открыт в университете, как, например, в Краковском, не только школьники старших классов, но и просто люди, жители городов, тех мест, где открыты эти филиалы, приходят туда. Филиал оснащен и современной прекрасной библиотекой, и современными компьютерными программами обучения языку, и есть соответствующий человек, который может квалифицированно помочь. Мне кажется, это очень важное направление работы.
Второе, не менее важное, - это работа по грантам. Мы объявляем те периоды, когда мы принимаем разного рода заявки и от зарубежных организаций, и от российских, которые связаны с подготовкой, например, может быть, какого-то обучающего фильма о русском языке, учебных пособий, энциклопедий, или с поддержкой школ. Скажем, есть очень интересный опыт открытия частных русских школ в ряде стран. Такая школа работает, например, в Австрии.
Разного рода другие заявки должны быть соответствующим образом оформлены, и четко должно быть аргументировано, что и как будет делаться. Таких заявок за эти годы было получено больше тысячи - 1080, 940 из них уже воплощены в жизнь. Таким образом, нам кажется очень важным, что у нас два направления работы.
Совсем недавно я встречалась со студентами нескольких высших учебных заведений Эстонии, Латвии и Литвы. Я была поражена тем, что они сказали, что они знают русский язык, учат его и хотят со мной поговорить по-русски. К сожалению, в 1990-е годы даже ректоры этих вузов, когда мы встречались на международных ассоциациях, говорили: «Only English». А теперь, слава богу: «Only Russian».
Нашей опорой во всех странах являются национальные ассоциации. Это, как правило, ассоциации преподавателей русского языка и литературы, работающие в этих странах. МАПРЯЛ объединяет 85 стран. Это действительно люди, преданные своему делу, любящие язык. Причем интересно, что очень часто эти организации национальных русистов возглавляют не наши соотечественники, не эмигранты, уехавшие когда-то. Нет. Это национальные ассоциации.
Кроме того, мы стараемся открывать центры при ведущих университетах, и первые центры так и открывались. Это, конечно, по желанию ректора университета и руководства города, в котором это делается. Туда приходят и наши соотечественники, и те, кто когда-то эмигрировал. Но все-таки там и национальные кадры тоже участвуют, это очень важно, потому что они заинтересованы в изучении русского языка. Поэтому это наша опора. В любом центре есть и наш человек, который помогает в организации этой работы.
Возрастание или падение интереса к русскому языку зависит от того, как относятся к России и какое место в мире занимает РФ.
Мне кажется, с этой точки зрения сейчас очень благоприятный момент. Люди стремятся изучать русский язык ведь по разным причинам. И такие чисто прагматические причины сейчас заставляют людей изучать язык, потому что Россия - крупная держава: энергоносители, возможность торговать, открывать совместные исследования. Поэтому, конечно, многие это делают именно исходя из этих соображений.
Многие понимают необыкновенное богатство России, ее необыкновенную культуру, очень глубокую, многослойную, многоплановую литературу. Вряд ли кому-нибудь удастся понять русскую душу до конца, но проникнуть в этот культурный слой, в эту необыкновенную, как я говорю, многословную литературу, наверное, сейчас хотят многие.
Если у всех членов нашего общества и у нашего руководства будет понимание того, что без пропаганды русского языка, нашей культуры, глубокого проникновения в эту культуру ничего невозможно. Поэтому я всегда говорю о том, что экономические и другие проблемы можно решить потом, а в первую очередь - язык и культура. На базе языка и культуры можно сделать очень многое.
Деятельность Россотрудничества
Вопросы государственной политики в области русского языка курирует Россотрудничество, ими занимаются в МИДе, Госдуме и правительстве.
Россотрудничество и его зарубежные представительства совместно с партнерскими организациями, национальными министерствами и ведомствами, ассоциациями, фондами, организациями соотечественников провели в 2012 году серию культурно-просветительских, образовательных и научно-методических мероприятий, направленные на популяризацию русского языка, поддержку национальной русистики и повышение уровня преподавания русского языка в странах пребывания.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2011 г. №705 «О Дне русского языка» 6 июня проведен День русского языка, приуроченный ко дню рождения А.С.Пушкина. В его рамках на базе всех РЦНК состоялось более 400 тематических целевых мероприятий. Впервые в 25 странах прошел Всемирный лингвокультурологический конкурс по русскому языку и литературе «Мой русский», участниками которого стали иностранные граждане и российские соотечественники разных возрастов и профессий – всего более 4000 человек. Победители Конкурса из каждой страны получили возможность посетить Россию и ближе познакомиться с ее историей и культурой. Конкурс предполагается проводить ежегодно.
Приоритетным направлением работы Россотрудничества по укреплению позиций русского языка в мире стала разработка единой концепции и программы проведения «Дня русского языка» за рубежом; комплекса мер по подготовке и проведению мероприятий в 2013 году, посвященных 50-летию полета в космос первой женщины-космонавта В.В.Терешковой, а также по организации и проведению международного конкурса «Лучший учитель русской словесности зарубежья».
Большое значение придавалось реализации программ и комплексных проектов по поддержке за рубежом русского языка как средства международного и межнационального общения, укреплению его позиций в мире. Основными инструментами решения поставленных задач стали проведение целевых культурно-просветительских, образовательных и научно-методических программ, организация курсового обучения русскому языку на базе российских центров, оказание консультационно-методической помощи национальным учебным заведениям, объединениям русистов и отдельным преподавателям.
С 2011 года Россотрудничество совместно с Минобрнауки России является государственным заказчиком федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011–2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерацией от 20 июня 2011 года № 492.
Программа ориентирована на поддержку русского языка в Российской Федерации и за её пределами. В международной части Программы Россотрудничество отвечает за реализацию двух стратегических задач: «Поддержка русского языка как основы развития интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств» и «Удовлетворение языковых и культурных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом».
В 2012 году Россотрудничество по линии Программы с учётом запросов посольств Российской Федерации, представительств Агентства в зарубежных странах, национальных учебных заведений на общую сумму более 144 млн.рублей:
– организовало и провело в 61 стране (включая все страны СНГ) 48 комплексных разноплановых мероприятий, направленных на популяризацию русского языка в мире, поддержку зарубежных преподавателей и учителей русского языка и литературы, сохранение языковой и этнокультурной идентичности российских соотечественников;
– осуществило поставку в 71 страну (включая все страны СНГ) учебно-методических, научных, справочных материалов, в том числе на электронных носителях, и периодических изданий по русскому языку, литературе 19
и культуре России для передачи в дар национальным учебным заведениям, центрам русистики, организациям проживающих за рубежом российских соотечественников и др.;
– создало в 5 странах (Австрия, Азербайджан, Германия, Украина, Чехия) центры коллективного доступа к российским образовательным ресурсам и специальным дистанционным технологиям в обучении русскому языку на базе представительств Россотрудничества – российских центров науки и культуры.
Ключевым мероприятием 2012 года по линии Программы стал организованный Агентством обучающий методический семинар в России для национальных преподавателей-русистов, в рамках которого повысили свою квалификацию более 120 человек из 40 стран.
При планировании мероприятий на 2013 год в рамках федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011-2015 годы Россотрудничество продолжает реализовывать линию на удовлетворение культурных и образовательных потребностей проживающих за рубежом российских соотечественников, оказание системной научной и учебно-методической поддержки национальным специалистам-русистам высших и средних учебных заведений, повышение интереса зарубежной общественности к русскому языку, российскому образованию и культуре.
Практика реализации федеральной целевой программы «Русский язык» показала, что ее формат, а также сокращение ее финансирования в 2013-2015 годах на 5%, не позволяет в полном объеме охватить все страны и регионы мира, а также всех желающих изучать и преподавать русский язык за рубежом. При этом следует учесть, что эта Программа является основным действенным механизмом обеспечения поддержки русского языка, как в России, так и за рубежом.
Исходя из этого, Россотрудничество вышло с предложением предусмотреть в рамках проекта Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» увеличение финансирования по линии Агентства до 3 млрд. рублей на реализацию международной части федеральной целевой программы «Русский язык».
Особое внимание, с точки зрения стратегического планирования укрепления позиций русского языка в мире и экспорта российского образования, уделялось проектам Государственной концепции поддержки Российской Федерацией русского языка за рубежом и Концепции «Русская школа за рубежом», которые были разработаны по инициативе МИД России и Россотрудничества в соответствии с поручением Президента Российской Федерации. Документы развивают положения Основных направлений политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. Проекты концепций согласованы с российскими профильными министерствами, ведомствами и направлены на рассмотрение Президенту России.
Принятие указанных концепций станет важным и своевременным шагом в объединении и координации деятельности всех российских структур, занимающихся поддержкой русского языка и экспортом российского образования за рубежом.
После принятия этих документов Россотрудничество совместно с Минобрнауки России планирует разработать специальную подпрограмму «Русский язык за рубежом», ориентированную на поддержку и продвижение русского языка за пределами России, и подпрограмму «Русская школа за рубежом». При этом Агентство определило разработку стратегии и программы реализации Концепции «Русская школа за рубежом» в качестве приоритетного направления деятельности. Россотрудничество является единственным российским государственным учреждением, которое на системной основе осуществляет за рубежом обучение русскому языку на курсах при РЦНК. Курсы действуют в настоящее время на базе 56 РЦНК в 50 странах мира. Общее число слушателей за 2011-2012 учебный год составило более 19 тыс. человек. При РЦНК в 33 странах мира функционируют курсы русского языка для детей проживающих за рубежом соотечественников и детей от смешанных браков.
Представительства Россотрудничества ориентированы на преподавание русского языка для различных целевых аудиторий, организацию интенсивных и краткосрочных спецкурсов для работников государственных организаций и представителей местного бизнес-сообщества, поддерживающих деловые отношения с Россией.
На курсах русского языка при российских центрах совместно с ведущими российскими вузами (Гос.ИРЯ им.А.С.Пушкина, СПбГУ, МГУ им.М.В.Ломоносова, РУДН и др.) организовано государственное тестирование иностранных граждан по русскому языку с последующей выдачей сертификатов.
При представительствах Агентства во всех странах СНГ (кроме Туркменистана) и в Республике Абхазия активно ведут работу учебно-методические центры (УМЦ) русского языка. УМЦ стали важным компонентом поддержки национальной русистики в этих странах, сохранения этнокультурной идентичности проживающих там соотечественников.
В целях повышения эффективности работы по укреплению позиций русского языка за рубежом совместно с Минобрнауки России начата проработка предложений о возможной передаче в ведение Россотрудничества Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина. Институт, располагая солидными кадровыми, организационно-методическими и материально-техническими ресурсами, должен стать эффективным инструментом активизации не только деятельности действующих за рубежом курсов русского языка на базе РЦНК, но и выведения всей работы в этом направлении на качественно новый уровень.
Особое внимание Россотрудничество уделило разработке концепции модернизации системы обучения русскому языку за рубежом и комплекса мер по ее реализации. Кроме того, совместно с Минобрнауки России и ФМС России начата работа по расширению в перспективе сферы деятельности курсов русского языка при РЦНК с целью оказания содействия в проведении тестирования трудовых мигрантов.
В мае этого года в России отмечалось 1150 лет со дня основания славянской письменности и культуры. 6 июня – по специальному указу президента отмечался День русского языка, День Пушкина.
В Перми состоялась конференция «Русский язык между Европой и Азией», она может стать может стать регулярной по той причине, что это актуальная тема, есть большой интерес и очень необычный формат в пермской дискуссии о судьбах русского языка, о его статусе и будущем как языка межгосударственного и межнационального общения.
Мозговой центр
Тем не менее, отсутствие скоординированной информационной политики государства по формированию репутации страны и усилением позиций русского языка в мире грозит «распылением эффекта» от «точечных» акций и созданием неблагоприятной информационной ситуации, влияющей на международный имидж страны в целом.
Глава фонда «Русский мир» и комитета ГД по образованию Вячеслав Никонов: «По моим данным, число говорящих на русском языке людей за последние годы сократилось на 50 млн человек. Бюджет Совета — 1,5 млрд рублей, это меньше бюджета Россотрудничества. И, конечно, это не сопоставимо с масштабом проблем, которые нужно решать».
В связи с этим 24 июля 2013 года было принято решение о создании правительственного совета по русскому языку. Его возглавит вице-премьер Ольга Голодец, а войдут в совет представители Госдумы, МИДа, Минобразования, Минкультуры, Россотрудничества, научных, образовательных, творческих и деловых организаций.
Доцент Центра международного образования МГУ Ирина Курлова: «Главное, что требуется от нового совета, — это качественная координация всех программ, которой сегодня очень не хватает, кроме того, зачастую не хватает самих преподавателей русского языка. Мы много ездим по миру, и чувствуется действительно какая-то несогласованность. К примеру, к нам обращаются из Великобритании, Сербии, Словении, где ничего не проводится, хотя им очень нужно. В Мексике очень нужны преподаватели, там курсов от Россотрудничества вообще не проводится».
Представитель вице-премьера Алексей Левченко сообщил СМИ, что в текущем году бюджет совета составит порядка 1,5 млрд рублей, а размер финансирования на 2014-й и последующие годы сейчас находится на стадии обсуждения, утверждают в правительстве.
Совет начнет реализацию разработанной Ольгой Голодец программы поддержки русского языка — она уже получила положительные отзывы экспертов в ходе нескольких совещаний в Белом доме. Одним из важнейших пунктов этой концепции станет создание сети центров «Институт Пушкина» в странах СНГ, большинстве стран Евросоюза, США, Китае, Японии и странах Ближнего Востока, включая Сирию и Ирак (всего в приоритетном списке около 50 государств). Все желающие (как коренные жители этих стран, так и выходцы из России и СССР и их потомки) смогут изучать язык и знакомиться с русской культурой и традициями.
Первый зампред комитета ГД по международным делам Леонид Калашников: «Совет вписывается в концепцию «мягкой силы» российской дипломатии. В СССР понимали, для чего обучать зарубежных студентов. В разных странах эти специалисты до сих пор работают, и мы ощущаем эффект от такой политики. Все, кто говорит на русском языке, относятся к нашей стране положительно, потому что знают ее культуру, знакомы с ее традициями. Но общую координацию стоило бы отдать Россотрудничеству, а не правительству».
Центры русского языка будут либо образовываться на базе действующих школ, либо создаваться заново, так, в Париже сейчас выбирают площадку под новое строительство. Планируется, что идеологическим центром Совета станет Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина: он будет готовить научно-методические материалы.