Мотивы Greenpeace (предупредить мир об угрозе и последствиях нефтяных разливов в Арктике и спасти белых медведей) понятны и у многих находят понимание.
Парадокс в том, что в отличие от многих других подобных платформ, ледостойкая «Приразломная» построена таким образом, чтобы на порядок снизить возможные экологические издержки. В основе комплексного подхода лежит разработка групп близко расположенных месторождений, что не только выгодно, но и более экологично: вместо нескольких платформ работает одна. Более того, при этом речь идет о разработке месторождений Баренцева, Карского, Печорского и Охотского морей. В этом смысле, «Приразломная» – технологический, и, если хотите, экологический прорыв. По-настоящему ответственный подход позволил избежать узкокорпоративных интересов и не создавать массу дублирующих платформ, число которых объективно увеличивает экологические риски.
Наконец, «Приразломная» строилась совместно с норвежскими компаниями, которых трудно упрекнуть в невнимании к экологии. К тому же и надзорные органы строго следили за ходом работ: до осени 2012 платформа так и не была запущена в работу, после чего начало добычи отложили ещё на год – до декабря до декабря 2013 года в связи с различными процедурами проверок и согласований, необходимых для начала бурения.
Я не спорю, что арктические проблемы требуют действительного повышенного внимания. На этом этапе освоения Арктики регулярное обсуждение даже самых, на первый взгляд, маловероятных угроз просто жизненно необходимо. Однако средства, выбранные Greenpeace для этой цели, до сих пор вызывают много вопросов.
Мне не раз приходилось общаться с российскими представительствами и
Greenpeace, и WWF, поскольку мы давно сотрудничаем. Более того, руководители этих организаций являются членами Общественного Совета Минприроды России, и мы регулярно с ними встречаемся, чтобы решать разные острые вопросы. Таким образом, у активистов Greenpeace были все возможности донести свою точку зрения мирным и конструктивным способом. Но этот путь, понятно, был бы не таким эффектным, как акция на «Приразломной».
В то же время всем известно, что добыча в Арктике требует жесткого соблюдения мер экологической безопасности. Экипаж ArcticSunrise вряд ли планировал нанести серьезный урон платформе. Ее сложно просто так разрушить, но сама попытка могла привести к опасным экологическим последствиям. Ситуация с абордажем и попыткой незаконного проникновения на платформу была по определению опасной как для самих активистов, так и для членов экипажа «Приразломной», не говоря уже о том, что любая нештатная чрезвычайная ситуация на таком объекте может привести к самым неожиданным и опасным последствиям. Нарушение систем безопасности, какие-то утечки или, не дай Бог, взрыв - все это могло вызвать катастрофу, сопоставимую и, может быть, даже более сложную и трагическую, чем в Мексиканском заливе: ведь это Арктика.
Добывающая платформа – это стратегический объект, который находится под охраной 24 часа 7 дней в неделю. Работники, инженеры отвечают за него головой. Это было известно и активистам Greenpeace. Хотите или нет, но действия экипажа ArcticSunrise создали потенциальную угрозу платформе и самим активистам. Только чудом один активист был спасен от переохлаждения, благодаря вовремя подоспевшим спасательным службам…
Мне действительно жаль, что вместо цивилизованного обсуждения арктической проблематики вышла громкая и скандальная пиар-акция. Поможет ли это самой Арктике и популяции белых медведей — еще большой вопрос. А вот пиар получился мировой.
Но, может быть, не стоило ломиться в открытую дверь? Мне очень важно ваше мнение, что нужно нам всем, чтобы сесть за стол переговоров?