• Главная
  • Блоги
  • "Между государственной и гражданской идентичностью нет непроходимой...

"Между государственной и гражданской идентичностью нет непроходимой стены"

Сфера взаимодействия людей различных национальностей актуализировалась в условиях выборных кампаний во многих, даже с давней демократией, государствах. В России это имело следствием появление статьи В.В. Путина «Россия: национальный вопрос» и Указа Президента РФ № 602 от 7 мая 2012 г., в котором говорилось о разработке и утверждении «Стратегии государственной национальной политики».

Стратегия разрабатывается на основе положений Конституции Российской Федерации, принципов и норм международного права и международных договоров РФ. Она нацелена на укрепление целостности государства и деятельности органов государственной власти с участием институтов гражданского общества на обеспечение этнокультурных запросов и прав граждан, достижение межэтнического согласия.

Принятию стратегии предшествует демократическая процедура обсуждения проекта Стратегии. Обсуждения в субъектах Федерации показывают, что некоторые положения в тексте проекта Стратегии воспринимаются искаженно. В частности, положение о российской нации трактуется как замена национальной идентичности народов, населяющих нашу страну. Между тем, в проекте Стратегии говорится: «Российская нация… сообщество граждан Российской Федерации разной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, осознающих свою гражданскую общность и политико-правовую связь с российским государством».

Российская нация не исключает существования татар, башкир, якутов, бурят и других национальностей. При этом формирование идентичности граждан во всех странах считается необходимым условием сохранения целостности государства и поддержания согласия в обществе.

Термин «российская идентичность» может иметь разное значение в понимании людей. В силу сложившихся исторических традиций в стране это может быть и государственное, и гражданское самосознание. В США, Франции, скорее всего, это равнозначные понятия, хотя в каких-то случаях они и различаются. В России же представление о гражданском сообществе как политической нации только складывается, и нередко люди, отвечая на вопрос о гражданской идентичности, имеют в виду как раз принадлежность к государству.

При формировании государственной идентичности волей лидера, политической элитой через средства образования и СМИ идеи, символы и знаки закрепляются в официальных документах, воздействуют на общественное сознание, конструируя лояльность государству, представления о его истории, законах, нормах.

Намного сложнее с формированием гражданского самосознания, чувства общности с гражданами страны, солидарности вокруг ответственности за свою судьбу и жизнь окружающих. В кросс-культурных сравнительных исследованиях гражданская идентичность измеряется обычно принятием ответственности за дела в стране ее граждан, готовностью действовать во имя их интересов, доверием к окружающим, участием в политической жизни (выборы и т.п.), чувством солидарности.

Естественно, между государственной и гражданской идентичностью нет непроходимой стены, а самое главное, наши соотечественники не всегда различают эти свои идентичности. Поэтому, когда такого различения мы не фиксируем, то используем понятие «государственно-гражданская идентичность». Когда же речь идет о гражданской идентичности, там, где есть необходимость, мы уточняем, что это национально-гражданская идентичность, которая включает не столько лояльность государству, сколько отождествление с гражданами страны, представления об этом сообществе, солидарность, ответственность за судьбу страны и чувства, переживаемые людьми (гордость, обиды, разочарования, пессимизм или энтузиазм). Так же, как и в республиканской, локальной, этнической идентичности здесь присутствуют когнитивные, эмоциональные и регулятивные элементы – готовность к действию во имя этих представлений и переживаний.

В проекте Стратегии используется термин «этнонация», он как раз означает возможность идентификации со своей общностью в этнокультурном отношении в отличие от идентификации с политической гражданской нацией. Этническая идентичность нами так же понимается широко, не только как самоотождествление, но и как представление о своем народе, его языке, культуре, территории, интересах, а также эмоциональное отношение к ним и при определенных условиях готовность действовать во имя этих представлений.

 

Присоединиться к обсуждению